"Применение инновационных технологий в преподавании математики."

Добавил: администратор

Медведева Алесия Александровна 

преподаватель математики "Колледж Северо-Казахстанского университета"

Сегодня время диктует, чтобы выпускники колледжа были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого колледжу необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Инновационная образовательная технология - это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

- современное содержание, которое передается студентам, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных в современной практике;

- современные методы обучения - активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии студентов и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала;

- современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.

Инновационные технологии в образовании - это такая организация образовательного процесса, которая построена на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых: усвоением максимального объема знаний; максимальной творческой активностью; широким спектром практических навыков и умений.

В настоящий момент в образовании применяют самые различные педагогические инновации:

Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей студентов.

Технология уровневой дифференциации. Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в аудитории, создают условия для продвижения студентов в учебе в соответствии с их возможностями. Сильные студенты утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.

Деятельностный и проблемно-поисковый способ обучения. Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности студентов, позволяет нацелить студентов на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний.

Исследовательские методы в обучении. Дают возможность студентам самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого студента.

Игровые технологии. Я считаю, что включение в занятие игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у студентов хорошее настроение, облегчает преодоление трудностей в обучении.

Поэтому в своей практике я часто использую современные образовательные технологии или их элементы, которые позволяют разнообразить формы проведения занятий  и повысить эффективность усвоения знаний.

Сегодня я хочу остановиться на наиболее интересных, для меня, технологиях.

При проведении занятий я стараюсь развивать индивидуальные способности, самостоятельное творческое мышления, используя технологию уровневой дифференциации.

Дифференциация начинается на 1 курсе. Студенты разделены на три группы:

·           Группа А – учащиеся, имеющие хорошие математические способности;

·           Группа В – учащиеся, имеющие средние математические способности;

·           Группа С – учащиеся, имеющие низкие математические способности

Первый этап – изучение нового материала. 

 Первое занятие  - изучение новой темы, обращен одинаково ко всем, но домашнее задание по теоретическому материалу дается дифференцированно.

Второе занятие – проверка знаний теоретического материала, основная часть занятия – решение «опорных задач».

Третье занятие – закрепление полученных знаний и применение их на практике, то есть отработка умений.

Четвертое занятие  – урок углубления знаний для учащихся групп А и В. Только уровень сложности заданий для группы А изменяются, переходя от обязательных к творческим. Группа В сосредотачивается на упражнениях, которые требуют хорошего понимания основных положений темы и умений сделать 1-2 логических шага в направлении развития этих положений. Задания для группы С подбираются так, чтобы учащиеся снова и снова возвращались к основным моментам темы. Группы А и В работают самостоятельно, но могут подойти с вопросами к преподавателю.

Второй этап – дифференцированная домашняя работа.

Домашняя работа дается дифференцированно как по теоретическому материалу, так и по практической части.

Третий этап – проверка усвоения пройденного материала.

Этот этап можно проводить по - разному. Одна из проверок – сквозная самостоятельная работа. Готовятся несколько наборов задач различной степени сложности.

Четвертый этап – организация базового повторения (уроки-консультации)

Что включается в такое повторение? Во-первых, устранение выявленных пробелов в теоретическом материале, разъяснение ошибок и недочетов в самостоятельных работах; во-вторых – это занятия к подготовки к контрольной работе по теме.

Пятый этап – зачетные работы, самостоятельные работы контролирующего характера и контрольные работы.

Самостоятельные и контрольные работы провожу дифференцированно.

А так я использую такие занятия, как занятие-лекция, занятие-консультация, зачетное занятие.

Для повешения интересам к дисциплине математика, так же используются игровые технологии. Например, для заинтересованности студентов специальности «Дизайн», проводятся данная игра: для 1-2 курса я на занятие зашифровываю название костюма, платья, или причёски, ребята решая математические задания, узнают названия, затем я им даю фото этого костюма, из чего он сделан, и т. д. Также беру костюмы или причёски из разных журналов, интернета, тоже самое зашифровываю название, потом даю картинку с причёской или костюмом, кем это было сделано, кто носил, и т.д.

Для других специальностей, в целях повышения эффективности студентов используется «Своя игра».

Таким образом, для студентов игра является целенаправленным движением вперед, а для преподавателя – средством развития способностей ребенка.

Современная система образования предоставляет преподавателю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы, а так же помогает в проведение продуктивных занятий, делая их еще более интересными, разнообразными и увлекательными, как для преподавателя, так и для студента.

Эти статьи могут вам понравиться

Полезные ссылки