«Традиции народной культуры в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания»

Добавил: администратор

Ершова Татьяна Валентиновна

музыкальный руководитель Карагандинская область  г.Караганда КГКП ясли/сад «Толағай» 

 

              Если мы хотим быть нацией со своим неповторимым      местом на глобальной карте XXI века, нужно, чтобы мир узнал нас по культурным достижениям.

                                                                                                         Н.Назарбаев.

      Наши маленькие дошкольники – особое поколение, будущие лидеры страны. Главной задачей, стоящей перед ДО в их взрослении в независимом Казахстане – воспитать культурную творческую личность. Поэтому уже сегодня необходимо заботиться о воспитании маленьких граждан, прививать уважение к своему народу и своей земле посредством народной педагогики, способствуя формированию нравственных качеств личности дошкольника, таких как доброжелательность, отзывчивость, гостеприимство и уважение к старшим, сочувствие и забота о младших.

     Современный специалист  Музыкальный руководитель      измеряется и должен измеряться с достаточными навыками и мотивацией …для эффективного преподавания, повышать роль профессионального развития, качество преподавания, развивать профессиональную компетентность музыкального руководителя в условиях обновления  содержания дошкольного воспитания и обучения. Знать, что нужно специалисту, чтобы мыслить в инновационном ключе….Обучая детей – видим «Чего, что ждут и хотят родители…?» Кто они – наши дети дошкольники? «Почемучки?». Да «Почемучки» - человек будущего.

     Для формирования  дошкольников - навыки 21 века для наших дошкольников к образовательным результатам и создаются очень комфортные условия в дошкольном учреждении. Чтобы специалист мог с полной уверенностью в своей работе показать, отразить современное дошкольное детство: портрет ребёнка 21 века через традиции народной культуры в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания.

     В рамках «Традиции народной культуры в системе духовно – нравственного и патриотического воспитания» в я/с «Толагай» проводится работа в одном из проектов: «Растим патриотов!» Цель: формирование чувства патриотизма у детей среднего дошкольного возраста, Воспитание у ребенка дошкольника патриотических чувств  через систему знаний о Казахстане, родном городе. Задачи: Воспитывать у детей любовь к большой, многонациональной Родине – Казахстану. Расширить знания детей о своей Родине Республике Казахстан и её истории. Знакомить с достопримечательностями Казахстана, с деятелями, прославившими свою страну. Формировать позитивное, уважительное отношение к родному  краю, городу, его жителям и труду. Развивать творческие способности  детей в продуктивной и музыкальной деятельности с использованием национального колорита. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей в условиях семьи через ознакомление с родной страной; «Сундучок» (Репертуар, картотека, фотогалерея, папки-передвижки). Отчётная форма («Презентация проекта «Растим патриотов!»,).Ожидаемый результат: Воспитывать у детей любовь к большой, многонациональной Родине–Казахстану, хорошо знать историю своего края. Заинтересованность у детей, увлечённость, чтобы у дошкольников создавались яркие впечатления о своей малой родине, и появилось желание узнать о ней больше.

     В нравственно-патриотическом воспитании Президент Казахстана Н.А. Назарбаев обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов..» Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Самое существенное в воспитании нравственных и патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни. Занимаясь воспитанием детей, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей. Знакомство с городом, с селом, с Родиной должно происходить постепенно, в соответствии с возрастом. Для этого в своей работе мы хорошо используем целевые прогулки, беседы о родном крае. Ведь в каждом крае есть свои традиции, достопримечательности, памятники, которыми он славен. Начиная работу по воспитанию любви к Родине, воспитатель обязан сам хорошо знать историю своего края. Он должен продумать, что показать и как рассказать детям, чтобы они заинтересовались, увлеклись, чтобы у них создавались яркие впечатления о своей малой родине, и появилось желание узнать о ней больше.С детских лет необходимо формировать уважительное отношение к труду людей, с уважением относиться к ветеранам войны и труда, старшим людям.

      Знания о различных профессиях, возможностях проявить свое мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление, служить людям и Отечеству.
Богатый материал для воспитания патриотических чувств - устное народное творчество. Очень сложно строить будущее, не зная прошлого. Оно знакомит нас с вековой историей казахской земли, жизнью и бытом наших прадедов, народной культурой. К старшему дошкольному возрасту, дети уже имеют небольшой багаж знаний и важно, чтобы ребенок не только знал поговорки и прибаутки сказки, загадки, потешки, но чтобы он использовал их в подходящих случаях, в играх.
Казахские народные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только радуют детей, но и закладывают основы нравственности, учат различать, что такое хорошее и плохое, добро и злое.

     В рамках патриотического воспитания необходимо проводить работу по сохранению и возрождению   культурных традиций предков, чтобы будущие поколения чтили и любили памятные даты своего Отечества.
В «Концепции модернизации образования Казахстана » отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитывать патриотов Казахстана, граждан, обладающих высокой толерантностью». Региональность — опора на объект ближайшего окружения, учёт природных, экологических, социальных, культурных особенностей региона. Приоритетным направлением в работе дошкольного учреждения, в котором я работаю, является нравственно-патриотическое воспитание ребёнка. Поэтому, одним из важных этапов работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию  ребенка является формирование накопления жизненного опыта о своём родном крае, усвоения принятых в нём норм поведения и приобщения к его культурным ценностям. Патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве, являющемся важнейшим периодом становления человеческой личности. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина.

   Патриотическое воспитание дошкольников  через азбуку воспитания юного патриота. Цель: воспитание у ребенка дошкольника патриотических чувств через систему знаний о Казахстане, родном городе.

Основные направления нравственно патриотического воспитания:

Растим патриотов РК,

Преемственность поколений,

Ребёнок и его семья,

Родной край.

     В проекте по патриотическому воспитанию дошкольников основные формы работы: проведение патриотических праздников, экскурсии, занятия, участие в конкурсах, фестивалях, детские проекты, спортивные праздники,выставки работ,театрализованные представления.

     Воспитание патриотизма – сегодня является одним из важнейших направлений в воспитании подрастающего поколения. Казахстанский патриотизм – это проявление любви к Родине, чувство гордости за принадлежность к своей стране; это речь об отношении многонационального народа Казахстана к одной, общей для множества народов РОДИНЕ. Патриотизм – любовь к  Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства. Патриотизм – это длительный процесс, в котором детский сад является очень важным звеном. Смысл этого процесса является в постепенном осознании и принятии ребёнком нравственных, моральных и поведенческих норм и правил, принятых в определённом социуме. Малая Родина это аул, село, деревня, город, в котором живёт человек и улица, на которой стоит его дом, деревья, трава и цветочки  под его окном, пение птичек: всё это Родина.

     Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношение событий в  нашей истории. У детей несколько  искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Возрождение духовно – нравственного воспитания – это шаг к возрождению страны. Именно нравственно- патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности  поколений…Формирование уже старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

     Основной целью программы «Рухани жаңғыру» является сохранение, развитие и популяризация историко – культурного наследия и лучших достижений современной культуры Казахстана. В рамках программы «Рухани жаңғыру» для возрождения интереса и уважения населения к традициям, истории и культуре своей земли проводится ряд мероприятий:н-р приуроченные к программе «Рухани жаңғыру»  совместная работа коллектива я/с, родители при оформлении на территории и участках «Музея», затем приуроченные к празднику «Наурыз», «Национальный день домбры». Даём понятие о традициях и культуре,национальные игры, разрабатываем сценарии. Воспитываем в наших дошкольниках чувство уважения к традициям, чувство патриотизма, чтоб выражалось в любви,  с чувством гордости и преданности к своей семье, любимому садику, району, в котором живут, к городу. Чтоб знали историю, культуру. Дети совместно с родителями участвуют в мероприятиях, выставках, в конкурсных дистанционных конкурсах: «Наурыз», «День семьи», «Национальный день домбры», «День столицы», «День Независимости», «День Знаний», «День шахтёра». Воспитание национального духа, толерантности в подрастающем поколении уважение к национальным традициям, обычаям, обрядам, к языкам, литературе, к музыкальной культуре....И наша задача- воспитать именно любовь  к своему родному краю, к малой родине и в целом к своей стране!Согласно плану реализиции программы «Рухани жаңғыру» проводятся тематические мероприятия... «Единство народа Казахстана», «День языков»,«День Защитника Отечества», «День Победы»,«Международный День защиты детей», «22 июня - День памяти».Выставки поделок и рисунков в различной технике выполнения совместно сделанных с родителями, а также со старшим поколением с дедушками и бабушками, со старшими сестрами  и братьями. Разучиваем и исполняем песни, танцы, играем в народные подвижные и музыкальные игры, дидактические игры, театрализация. Готовим и проводим обряды «Укладывание в колыбель», «Разрезание пут», «Сажание на коня» и др. Разучивание пословиц и поговорок....Проекты, направлены для формирования воспитания нового патриотического сознания.

     К необходимости изменения казахстанского общества, Президент подчеркивает, что надо учитывать наш менталитет, культуру и обычаи. Программа указывает практические действия для перехода на совершенно новый уровень развития общества. Делая акцент на культуре, Глава государства Н. А. Назарбаев возлагает на работников образования и культуры самую главную миссию – быть идеологическим авангардом общества.

     Благодарю за внимание. Рахмет. Поздравляю с 5-летним юбилеем конференции.

Эти статьи могут вам понравиться

Полезные ссылки